Эффективность урока — результат организации активной деятельности учащихся
1. Изучите материал по теме
1. Изучите материал по теме
2. Практическая работа
Художник учится смешивать краски и наносить мазки на
холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной
речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы –
только это педагогические краски, этюды и приемы.
Я вспоминаю словосочетание учебная задача. Наверное, потому что
все обучение построено именно на решении учебных задач.
Ребенок
становится маленьким ученым, делающим свое собственное открытие.
Задача
учителя создавать такие учебные ситуации, когда у ребенка появиться потребность
в открытии. Поэтому ситуации играют большую
роль постановки учебной задачи. Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать
учащегося в предстоящей деятельности.
Во-вторых,
от правильно созданной ситуации зависит, смогут ребята поставить учебную задачу
или нет.
Можно ли обойтись на уроке без ситуаций?
Конечно, прийти на урок и сказать: «Сегодня мы будем говорить о роде имён
существительных. Будем учиться решать задачи на движение. Учиться находить
периметр или площадь фигур», но будет ли
урок интересным? Позволит ли начало урока с объявления темы заинтересовать,
включить в познавательный поиск?
Ситуация конфликт
Приемы создания проблемной ситуации
Прием создания
проблемной ситуации
|
Вопросы и
предложения для противоречия
|
Вопросы и
предложения для формулирования проблемы
|
1.Предъявить
противоречивые факты
|
Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты
видите?
|
Какой вопрос возникает?
|
2.Столкнуть разные
мнения учеников вопросом или практическим заданием
|
Сколько мнений?
|
Какова будет задача урока?
|
3.Обнажить
представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»
|
Что вы предполагали сначала?
Что получилось?
|
Сформулируйте проблему.
|
4.Дать практическое
задание, не выполнимое вообще.
|
Можете ли вы выполнить задание? В чем затруднение?
|
Почему нельзя выполнить задание? Что неизвестно?
|
5.Дать практическое
задание, не сходное с предыдущим.
|
Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это
задание не похоже на предыдущее?
|
Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель
урока?
|
6.Дать невыполнимое
практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых
знаний.
|
Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили?
Задание выполнено?
|
Какова будет тема
урока?
|