3 занятие

Технология целеполагания на уроке

1. Изучите материалы



2. Практическая работа "Приемы привлечения  школьников к коллективному и самостоятельному целеполаганию"
КАК ДИАГНОСТИЧНО ОПРЕДЕЛИТЬ ЦЕЛИУРОКА
Примеры диагностической постановки целей

Некоторые приемы целеполагания
Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Домысливание
1. Предлагается тема урока и слова "помощники":
Повторим

Изучим

Узнаем

Проверим


Проблемная ситуация(по М.И.Махмутову).
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.

Приемы целеполагания на уроке


Прием целеполагания «Цель из возникшего незнания»
Идея приема: источник цели – возникшее противоречие (проблема).
Этапы реализации приема:
  1. Актуализация опорных знаний и субъектного опыта учащихся по теме учебного занятия.
  2. Предложение учащимся задания (вопроса), выполнение которого является невозможным в рамках имеющихся у них знаний. Задание (вопрос) – должно быть интересным для выполнения учащимся.
  3. Определение темы и целей урока учащимися совместно с учителем/ учениками с последующей корректировкой учителя.
  4. Формулирование задач урока (или способов достижения предполагаемой цели).

Прием целеполагания «Иерархия целей»
Идея приема: источник цели – вопрос-карточка «Что вы ожидаете от предстоящего урока?»
Этапы реализации приема:
  1. Объявление учителем темы урока.
  2. Предложение учащимся задания «Что вы ожидаете от предстоящего урока?» (время выполнения – 1 минута).
  3. Озвучивание учителем целевых ожидай учащихся.
  4. Ранжирование целей по уровню их значимости. Построение иерархии целей.
  5. Запись наиболее содержательных с точки зрения учебного предмета целей учителем на доске для привлечения к ним внимания остальных учеников, в том числе и тех, кто не сумел поставить своей цели.
  6. Определение задач урока (или способов достижения предполагаемых целей).

Прием целеполагания «Квинтилиан»
Идея приема: источник цели – эвристический метод вопросов «Квинтилиан.
Этапы реализации приема:
  1. Формулирование темы урока.
  2. Актуализация опорных знаний по новой теме с помощью последовательности вопросов: «Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?».
  3. Выявление «незнания». Определение целей урока учителем и учащимися.
  4. Формулирование задач урока (или способов достижения предполагаемой цели).

Прием целеполагания «Вживание в исследуемый объект»
Идея приема: источник цели – чувственно-образное и мысленное представление учеником исследуемого объекта.
Этапы реализации приема:
  1. Предложение учащимся задания «Представьте себя исследуемым объектом (молекулой, атомом, именем существительным)».
  2. Учитель задает учащимся вопросы о характеристиках объекта.
  3. Ученики пытаются на чувственном уровне восприятия понять, «увидеть», отыскать ответы.
  4. Определяется круг вопросов, с которыми следует познакомиться на уроке, определяются способы их изучения (совместно с учащимися). 
  5. Формулируется тема и цель урока, а также план действий по ее достижению.

Прием «Выбор целей из списка» (эффективен при проведении вводного урока по теме)
1) изучить материал учебника;
2) усвоить основные понятия и законы темы;
3) подготовить доклад по одной из проблем (указать);
4) качественно подготовиться к зачету (контрольной работе, экзамену);
5) выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме (указать);
6) овладеть методами изучения и объяснения изучаемых в теме явлений;
7) углублённо рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить их);
8) научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами;
9) проявить и развить свои способности (назвать их);
10) организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;
11) научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы;
12) получить хорошую отметку на зачёте;
13) научиться решать задачи и проблемы по теме;
14) свой вариант цели.

Прием «Домашнее целеполагание»
Идея приема: источник цели – определение в качестве домашнего задания проблем и «пробелов» по изученной теме.
Этапы реализации приема:
  1. На предыдущем занятии индивидуально каждому учащемуся дается домашнее задание – составить логико-смысловую модель (ЛСМ) изученной темы и выделить ее самые сложные элементы. ЛСМ может быть предложена ученикам в готовом виде.
  2. Определение (объявление) учителем и учащимися темы урока.
  3. Актуализация опорных знаний и субъектного опыта учащихся на основе ЛСМ темы.
  4. Обозначение выявленных учащимися проблем и «пробелов» по теме  (проверка домашнего задания). Распределение учащихся по «группам проблем».
  5. Определение целей урока каждым учащимся в устной или письменной форме.
  6. Раздача подготовленных заранее учителем маршрутных листов деятельности с учетом целей учащихся.

Прием целеполагания «Диагностический тест»
Идея приема: источник цели – «пробелы» в знаниях, затруднения учащихся при выполнении заданий теста.
Этапы реализации приема:
1. Тема урока представляется учителем и делается запись на доске.
2. Выполнение учащимися диагностического теста (5-7 мин.)
3. Самоконтроль и самооценка учащимися результатов выполнения теста. Ответы предлагает учитель. Выявление учениками своих ошибок и затруднений.
4. Представление учителем вариантов рабочих групп (на основе типовых групп ошибок) на уроке (у каждой будет своя цель и свой маршрут к ее достижению).

5. Самоопределение учащихся, выбор цели деятельности и рабочей группы.
Задание: используя приведенные приемы целеполагания или свои собственные наработки, приведите фрагменты уроков и отправить в форме обратной связи или на e-mail uch-gymn17@minsk.edu.by.

4.Выполните интерактивные упражнения